Редакторский взгляд на школу КВН в Казани

Сергей Чумаченко. Для Вослиги КВН.

Школа КВН в Казани — это место, куда стоит ехать только тем, кто реально хочет играть в игру на высоком уровне и посвятить этому хоть и не всю жизнь, но больший ее отрезок. Слушая основателя современного КВН, а также редактора вышки, в голове КВН разделил на условных две части — игру для сцены и по указке, и игру для себя.

Честно скажу, получив максимально теоретической информации по основам игры и теории юмора в современном КВН, надо признать, что это очень сложная наука. Не легче матанализа или высшей математики точно. Но и играть в КВН на профессиональном уровне хотят не все.

Это и правильно. Жизнь удивительна и разнообразна, жаль, подчас, не так, как весь этот околоквн с переездами, бронированиями, разочарованиями и победами. Иначе бы добрая половина нас сейчас работала бы на благо Родины на предприятиях, которые приносят пользу стране и миру, а не десяти человекам из списка Forbes.

Не буду писать, как было здорово в школе КВН, об этом еще напишут те, кто помоложе и пооптимистичнее, я же стар для бегания от радости по Воскресенску. Да и планы, которые выстроились после школы КВН куда более сложные и запутанные, чтобы радоваться. Поэтому, тупо сухая аналитика и мысли на тему КВН, пока свежо.

«Есть вышка, а есть все остальные лиги».

Для тех, кто хочет чего-то добиться в КВН, это нужно просто знать. Есть «Высшая лига МС КВН» с Василичем и компанией. Все остальное — это этапы, учебки, турниры, Арсен, который все убирает и т.д., через которые нужно в любом случае идти. Если кто-то думает, что с нашей городской лиги можно скакнуть к Эрнсту на суд — лучше разочароваться сразу. Сначала надо поработать с Гагарой, к примеру, в Подмосковке, утвердить у которого номер или конкурс будет победой всей жизни, потом поехать в Сочи, выступить в тишину и уехать с лицом Паши Иванова на школьном финале 2014.

Потом сгонять к Деду или Татарыкину, потом побыть серой массой в глазах Ляпичева и уже потом, ВОЗМОЖНО, тебя возьмут в премьерку. Выход в которую для тебя станет не неожиданностью, а вполне уже логичным этапом.

В любом случае, начиная играть в КВН, помни, товарищ, одно — думай сразу о том, как идти в вышку. Ну, или по-тихому спивайся в городе или регионалке, раз в год выигрывая феерично у новичков или городов, в которых на КВН или плевать или просто не до него.

«На системе координат КВН кто-то всегда будет впереди вас, а кто-то сзади».

Правило, которое тоже отложилось и сильно встало в сложной головоломке-паззле этой игры. Хотя оно вполне себе не новое. Но почему-то никогда об этом раньше не думал. Это же просто пример обычной конкуренции на рынке. В стране «Почты России», «РЖД» и «Аэрофлота» понять сложно, что это такое. Поэтому, иногда только в КВН можно ощутить это очень остро. Нужно бежать за теми, кто впереди, и не останавливаться, потому что, те, кто сзади, с тобой становятся наравне. И начинают перегонять.

В любом случае. Даже у нас в юниор-лиге, эта конкуренция существует, и я рад, что в универ ребята выйдут с полной уверенностью, что они не пупы земли и что нужно грызть землю зубами, если кем-то хочешь стать. И  этот кто-то не только КВНщик.

«Универсальной формулы победить в КВН — не существует».

Как и нет правил написать картину, стих или сделать фото. Есть традиции и рамки, в которые загоняет редактор или точит с учетом тенденций, времени и политической ситуации.

С уверенностью можно сказать только одно — каждая история успеха и победы в финале вышки, уникальна и невероятна, но за ней стоят годы работы, разочарований, слез и потерь.

В теории юмора Марфина есть детали трехтактного построения репризы, темпоритм, драматургизация, театр максимального представления, но нет четкого правила, как выиграть в КВН.

Побеждает и авторская группа в 5 человек, и проигрывает в 20. Вопрос интереса, актуальности и умения говорить правильно то, что ты написал.

Для каждой одной взятой команды сказанное со сцены не есть допустимое или то же самое, сказанное для другой команды. Самое главное, от чего отталкивают все команды — надо писать то, что пишется, просто много, постоянно и не забивать.

Проблема Воскресенска всегда одна — «нас засудили», «тянут соперника», «редактор не заинтересован в нас». Раскрою глаза на мир, команды «Вышки» тоже так считают. Причем все. Мы можем долго спорить об игре, но побеждает та команда, которая БЕЗ ВОПРОСОВ вышла и выиграла. Как только возникает хоть один вопрос или сомнение в победе, эта команда проигрывает. Есть понятие и простое правило. Нет ни одного места, кроме первого. Все остальное — смотрите сами.

Чем может помочь теория в КВН вообще.

Теория КВН — это опыт, прежде всего. Это грабли, на которые наткнулись все команды с 1990 года. Многие из вас на 7-8 лет младше этого события. Зачем, скажем, собираться, ссориться, писать анекдоты про Поручика Ржевского, валяться по сцене или переодевать мальчика в девочку, если в теории уже понятно, что юмор в КВН — это другое. КВН — это интеллектуальный цирк.

Интеллектуальный подразумевает проявление своего кругозора и умение пользоваться своим мозгом. Не только для того, чтобы подобрать пароль от вай-фай. Именно потому, что КВН и «Что, где, когда» в свое время были придуманы одними авторами. Именно поэтому КВН сегодня так популярен и за него так цепляются люди у власти, которые что-то да понимают в жизни.

Вообще, любую теорию надо почитывать. Если интересно направление и есть желание. Если это продажи, значит, книги по продажам. Если это телефоны, значит телефоны, если энергетика, значит по энергетике. И не только в курсе учебной программы. Теория здесь спасет. На школе КВН в Воскресенске, я заметил, что ребятам не сильно интересна теория, даже, когда практика увлекает. Отсюда и ошибки при подготовке своего материала, даже простейшие. А, значит, образование пока не дает такое требование — как, внимательно изучать теоретические основы.

«Чувство юмора — тренеруемый навык»

Как и бицепс, как и пресс, просто нужно регулярно заниматься и тренировать навыки через штурмы и практику. Школьнику это делать очень сложно, потому что он энергичен, драчлив и не сидит на месте. Однако, тем, кто постарше, особенно в студенческом возрасте, можно уже практиковать смело такие задачи профессионально. Глядишь, годам к 23 «Премьерка» примет. А так и до «Вышки» уже шаг.

«Надо любить не себя в КВН, а любить КВН в себе»

КВН — игра командная. И свои амбиции в КВН нельзя ставить превыше всех остальных. Мы сейчас не берем пример Оли Картунковой из Пятигорска или Вани Абрамова из МГИМО, но мы берем, в общем. Амбиции — выступать на сцене или говорить тот текст, который не говорится или не идет кому или иному участнику команды. Обычно из-за этого же все ссоры, уходы из команды и прочее.

На примере команды «СОК» Самара, можно сказать, что единственный человек, которого все знали, был Колчин и немного Волохов. Однако, все ребята из команды сегодня — это обеспеченные люди, которые, благодаря своим навыкам авторства и работы с командой в телевизоре, могут смело браться за любой юмористический проект.

Все мы должны сами понимать, что выходить на сцену и быть фронтменом нужно не всем, а только тем, кто выделяется или это получается лучше всего. При этом, нужно смотреть на свою команду объективно и выделять плюсы, чтобы побеждать в игре.

Небольшой итог. Привезено очень много материала, который станет отдельным разделом на нашем сайте, но теория создается для того, чтобы ее читали, а не для того, чтобы съездили раз в жизни и про все забыли.

Надеюсь, те ребята, которые в этом году попали в школу КВН, помогут остальным встать на правильный квновский путь и не свернуть с него.

Всем удачи. Любите КВН. Играйте в КВН.